За многие годы работы в школе было все: огорчения и радости, успехи и неудачи. Но никогда не было желания уйти из школы. Никогда не жалела, что выбрала профессию учителя. И, наверное, прав тот, кто сказал, что учитель - не профессия, а образ жизни.

вторник, 27 ноября 2012 г.

Что значит «уметь учиться»

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому. Объём научной информации стремительно возрастает. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. 
Научить учиться не просто, иначе и мы с вами – педагоги давно бы этому научились. Для начала на заседаниях ШМО мы решили разобраться, а что же это значит – уметь учиться? 
Ребёнок пришёл в школу с красивым портфелем – он уже умеет учиться? Ясно, что дело не в портфеле и не в том, что он пришёл в школу, -учиться можно и дома. 
Вот ученик выполнил задание учителя – он учится учиться? Опять нет, так как он учится точно выполнять предписание. А учиться, то есть «учить – себя» - значит, самому давать себе предписания.


Следовательно, чтобы научить детей учиться, принципиально важно построить структуру учебной деятельности, адекватную всеобщим культурным средствам и способам, механизмам самоизменения и саморазвития, ту дорогу, по которой должен систематически «ходить» учащийся в процессе обучения для того, чтобы приобрести необходимый опыт, и этим создать условия для дальнейшего практического использования в жизни и профессиональной деятельности. 
Возникают новые вопросы. Что такое учебная деятельность? Какое место занимают в учебной деятельности учащиеся и педагог? Что является исходным материалом и продуктом учебной деятельности? Какова её структура? И наконец, какие деятельностные способности, и при каких условиях будут развиваться у учащихся в учебной деятельности. 
Для ответа на эти вопросы мы изучили много литературы, слушали выступления своих коллег в других школах и итогом данной работы для нас стали эталоны: 
- учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию в жизни. 
Вторым важным выводом для нас стало то, что функция учителя состоит в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учеников в их учебной деятельности (то есть в самоизменении). Поэтому в образовательном процессе у учителя две роли: роль руководителя и роль помощника. Как руководители мы выбираем способы и средства обучения, организуем образовательный процесс, задаём учащимся вопросы, предлагаем задания. Как помощники – отвечаем на их вопросы. В ходе урока мы постоянно меняем свою позицию, но в какой бы роли мы не выступали, основная задача – помочь учащимся в самоизменении, в том, чтобы научить их учиться. 
Поэт Борис Слуцкий писал: «Ничему меня не научит 
                                                    То, что тычит, талдычит, жучит», 
А это значит, чтобы научиться чему-либо, учащийся должен этого захотеть и дать себе соответствующую установку – поставить цель. Это может произойти в том случае, если он чего-то не знает или не умеет, а для него это важно. Но это «знание о незнании» может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал сам. Включить каждого ребёнка в учебную работу помогает технология деятельностного метода, так как именно эта технология создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения; решает проблему преемственности и непрерывности образовательного процесса между ступенями обучения; развивает самостоятельность мышления, интерес к предмету, творческие способности учащихся обеспечивает психологическую комфортность, нацеливает детей на успех. Вот так мы пришли к выводу, что системно-деятельностный подход позволяет нам – учителям не на словах, а на деле обеспечить качественную реализацию социального заказа нашего общества: саморазвитие личности и создание условий для её реализации. 
Причём использовать деятельностный метод можно как в урочной так и внеурочной деятельности. Хочу предложить вашему вниманию заседание клуба «Мы и окружающий мир», которое проходило совместно у учащихся 2-х и 4-х классов. Четвёртый класс обучается по УМК «Перспективная начальная школа», здесь программой предусмотрены темы: «Учимся делать научное сообщение», «Даём оценку выступлению своих товарищей», да и сами заседания клуба. Второй класс обучается по УМК «Школа 2100». У четвероклассников такие заседания проходят систематически. На одном из них и родилась идея провести заседание вместе с второклассниками. Важно не пропустить этот момент в жизни младшего школьника: когда дети уже могут и ещё хотят расширять свой кругозор путём самостоятельного поиска информации и передаче её другому под ненавязчивым руководством учителя. 
Итак, на заседании практически сразу перед детьми возникла проблема: вместе с Афанасием найти объяснение: 
- что могут обозначать числа 6, 6 и 4? 
Прозвучало много предположений. Дети начали искать правильное среди них. Сначала работа проходила в парах. Перед детьми стояла задача восстановить деформированный текст. На данном этапе работы был сделан предварительный вывод: данные числа каким то образом связаны с материками, океанами и частями света. 
Затем с опорой на уже восстановленный текст работа проходила в группах малого состава, а точнее это два ученика 2 класса и ученик – консультант из четвёртого класса. Перед детьми стояла задача разгадать кроссворд. Проверка происходила с помощью интерактивной доски. Получив слово «материк» учащиеся ещё раз убедились в том, что они на правильном пути. Далее все разгаданные объекты надо было найти и показать на карте полушарий. Последним был назван и показан материк на котором живём мы. На следующем этапе роль старшего наставника перешла к четвероклассникам. Они выступали с научными сообщениями о расположении, населении, животном и растительном мире, используя ресурсы интерактивной доски: это и защита презентаций подготовленных в творческих группах. Причём второклассники не были пассивными слушателями, так как и материал преподносился не шаблонно и параллельно шло закрепление услышанного и увиденного с помощью дополнительного материала учебника. Так незаметно мы подошли к логическому завершению, сделав вывод: материков-6, частей света-6, океанов-4. 
Зачем же стоять на месте, нужно двигаться вперёд: учить иначе – так, чтобы дети работали на уроке по-новому, лучше, сами.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий