За многие годы работы в школе было все: огорчения и радости, успехи и неудачи. Но никогда не было желания уйти из школы. Никогда не жалела, что выбрала профессию учителя. И, наверное, прав тот, кто сказал, что учитель - не профессия, а образ жизни.

воскресенье, 25 ноября 2012 г.

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

О методе проектов

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образова­тельно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения экспериментов и исследований.
Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализа­цию личности, на изменение роли учителя, его отхода от функции посредника в пе­редаче знаний и переход на позиции консультанта и наставника.



Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов - неотъемлемый ат­рибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более облег­ченный вариант проектной деятельности им предлагается. Проекты школьников мо­гут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результа­там и т.п. Однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития субъектности ребенка при обеспечении максимальной самостоятельности его продуктивной деятельности. Поясню сказанное. 

   Пожалуй, два признака могут считаться ведущими в проектной технологии. Они следующие.

1) Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или тео­ретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. Или, другими словами, технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, про­блемных методов, творческих по самой своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата (проекта).

2) Характер взаимодействия субъектов проектной деятельности - ученика и учителя, - принципиально иной по сравнению с традиционным обучением. Дейст­вия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:

  • помогает ученику определить цель деятельности;
  • рекомендует источники получения информации;
  • раскрывает возможные формы деятельности;
  • содействует прогнозированию результатов выполнения проекта;
  • создает условия для активности школьника;
  • является партнером;
  • помогает ученику оценить полученный результат и т.п.
А действия ученика, выполняющего проект, можно обозначить так:
  •  определяет цель своей деятельности;
  •  открывает новые знания; экспериментирует;
  •  выбирает пути решения возникающих проблем;
  •  несет ответственность за свою деятельность и т.п.
Следовательно, выполнение проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств, умений и компетенций. Назову важ­нейшие из них.
Качества:
  • самостоятельность;
  • инициативность; 
  • целеполагание; 
  • креативность.
Умения и компетенции:
  • исследовательские: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
  • социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной дея­тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, сле­дить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;
  • оценочные: оценивать ход и результат своей деятельности и деятель­ности других;
  • информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор­мации; выявлять, какой информации или каких умений недостает;
  • презентационные: выступать перед аудиторией, демонстрировать арти­стические возможности, отвечать на незапланированные вопросы, ис­пользовать различные средства наглядности;
  • рефлексивные: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллектив­ном деле;
  • менеджерские: проектировать процесс, планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.

Исходя из всего вышесказанного, возникают резонные вопросы: готовы ли школьники к такой деятельности? Достаточно ли развиты у них необходимые каче­ства и умения? Ответ: конечно же, нет! Но диалектика обучения, воспитания и раз­вития как раз и состоит в том, что ученик, не обладая достаточными умениями и ка­чествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, предполагающей эти умения и качества. Участие в определенной деятельности есть и условие, и ре­зультат развития необходимых для выполнения этой деятельности умений и ка­честв. А формирование необходимых качеств и умений возникает только в процес­се выполнения этой деятельности и не может происходить вне этой деятельности. Например, самостоятельность как качество личности не может развиться без само­стоятельной деятельности ученика. Исследовательские умения человека не могут появиться без участия его в исследовании. Умение выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, как нам хорошо известно, формируется в процессе таковых выступлений. И так далее. Более того, никакой школьный возраст (младший, подростковый) нельзя рас­сматривать как необязательный, малозначимый, «проходной» для реализации про­ектного метода. Иначе мы можем оказаться в ситуации, когда у значительного чис­ла школьников так и не удастся развить впоследствии названные качества и уме­ния на должном уровне. Приходим к следующему выводу. Необходимо вовле­кать школьников в проектную деятельность, причем начинать это следует как мож­но раньше, конечно, на доступном для их возраста уровне, учитывая особенности личностного развития. А при организации такой деятельности - подмечать прояв­ления необходимых качеств и умений учащихся, культивировать их, создавать ус­ловия для их развития.

Классификация проектов школьников

Технология организации проектной деятельности школьников является мно­гоцелевой, а потому имеет в своем арсенале большое количество видов и разно­видностей проектов, определяющих ее многоплановость и комплексное влияние. Выделяются несколько классификаций проектов по различным основаниям.

1) Классификация проектов по доминирующему виду деятельности ученика:
  • практико-ориентированные;
  • исследовательские;
  • информационные;
  • творческие;
  • роле­вые.
Кратко характеристика каждого из этих видов проектов представлена в таблице. 
Классификация проектов школьников по доминирующему виду деятельности

Вид
Краткая характеристика процесса и результата
Практико-ориентированные
Изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни класса, школы, города, семьи, отдельного человека
Исследовательские
Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка ее с помощью ме­тодов социологического опроса, наблюдения, эксперимента
Информационные
Сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте, яв­лении в виде реферата, видеоролика, альбома, плаката и т.п.
Творческие
Разработка альманахов, игр, сценариев, коллажей, рисунков., выста­вок, музыкальных произведений
Ролевые
Подготовка и разыгрывание спектакля



Существуют и иные классификации проектов, основанные на выделении ино­го признака.

  • Классификация по предметно-содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, внепредметные.
  • Классификация по продолжительности: мини-проекты (один урок или ме­нее), краткосрочные (несколько уроков, обычно от 2 до 4), длительные (на чет­верть).
  • Классификация по месту выполнения проектов учащимися: на уроках в классе, после уроков в школе, домашние, смешанные.
  • Классификация по числу участников: индивидуальные, групповые, классные.
Особенности учебного проектирования в начальной школе

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности детей младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая детям и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться младшие школьники, узок, а их представления о таких пробле­мах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включе­ния школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познаватель­ных интересов ребенка и находиться в зоне его ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть, сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Более длительные проекты в начальной школе встречаются редко. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребенка в работу. Однако, как показывает практика, эффективнее такая деятельность будет, если она осуществляется во внеурочное время, либо в режиме сочетания уроков и внеурочных занятий детей во второй по­ловине дня. 

Кроме того, важно ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать детям такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеем ли мы этими умениями в достаточной мере? Давайте подумаем, каким образом мы можем приобрести нужные нам умения. Где еще мы можем впоследст­вии применять такие умения?»

Методика организации проектной деятельности младших школьников предполагает последовательное «погружение» детей в проектирование:
2-й класс: формирование умений по отдельным элементам проектной и ис­следовательской деятельности у школьников на традиционных занятиях на уроках или во второй половине дня (таких, как целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, времени и ресурсов, координирование дея­тельности и т.д.);

3-й класс: проведение одного проекта или исследования (как правило, во II полугодии);

4-й класс: проведение двух проектов или исследований (по одному в каждом полугодии).

Большого внимания учителя требует и процесс осмысления, целенаправлен­ного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» детям информацию, а направить их самостоятельный поиск. Напри­мер, так: «Всё ли мы знаем, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию нам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процесс работы младших школьников над проектом вклю­чать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте пред­ставляют интерес опросы, интервьюирование детьми отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей, родственни­ков при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны», «Великая Отечественная война в историях наших семей» и др.

Если выполнение проекта школьниками проходит в режиме сочетания уроч­ных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части рабо­ты детей над проектами, - иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей -важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школь­ников при выполнении ими проектной деятельности. В некоторых школах с этой це­лью проводятся специальные родительские собрания-лекции, на которых родите­лям разъясняется суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказывается об основных этапах проектной деятельности и формах воз­можного участия родителей в ней. Нередко лекция сопровождается показом люби­тельских фильмов по теме. У нас в школе разрабатываются, тиражируются и распространяются «Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект». (Между прочим, ознакомление родителей с сутью метода проектов и определение их роли в проекте может стать темой проекта.)

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта. Довольно часто (и, как нам кажет­ся, педагогически обоснованно) презентация выполненных детьми проектов прохо­дит публично, с приглашением родителей, учителей, всех заинтересованных лиц, и является своеобразным шоу, запоминающимся, ярким, эмоциональным событием. Возможно проведение презентации сразу для всех параллельных классов.
Практические советы по организации презентации проектов
Во-первых, помогите детям произвести самооценку проекта. Для этого предложите им ответить на следующие вопросы.

1. Обращаясь к определенной потребности: почему вы начали разрабаты­вать этот проект?
2. Обращаясь к критериям: соответствует ли выбранная вами идея?3. Обращаясь к оценке: каковы комментарии посторонних людей, тех, кто бу­дет использовать ваш проект?

4. Обращаясь к полученным результатам: как улучшить проект и/или каковы направления для дальнейшего исследования?

Во-вторых, помогите детям оценить процесс проектирования. Для этого можно задать им следующие вопросы (вопросы могут быть упрощены в зависимо­сти от ситуации).

1. Правильно ли вы сформулировали задачу?
2. Соответствовало ли ваше исследование поставленным целям?
3. Обосновали ли вы каждый из критериев?
4. Разнообразны ли были идеи? Учитывали ли они местные условия?
5. Обосновали ли вы свое решение при выборе одной из них?
6. Была ли достаточно полной проработка выбранной идеи?
7. Соответствовал ли результат проработки идеи тому проекту, который вы собирались выполнять?
9. Предусматривает ли реализация проекта решение экономических и эколо­гических проблем?
10. Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разра­батывать этот проект?

В-третьих, помогите детям подготовить проект к презентации. Презентация, или защита, проекта - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществ­ляется в форме выставки проектов учащихся - тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое высту­пление с рассказом о своем изделии. 

План выступления школьника, например, может быть таким.
1. Почему ты начал разрабатывать этот проект?
2.Для кого предназначен твой проект?
3. Какова основная идея твоего проекта? Какие идеи еще были у тебя? Поче­му ты их отверг?

4. Какими критериями ты руководствовался? Соответствует ли им выбранная идея?

5. Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал? (Краткая характеристика процесса выполнения проекта.)

6. Какие этапы выполнения проекта были? В чем они заключались? (Краткая характеристика производственных этапов.)

7. Какие комментарии ты получил относительно изготовленного изделия от пользователей или посторонних людей?
8. Как улучшить проект и/или каковы направления для дальнейшего исследо­вания?

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети поняли потребность в тех изделиях, которые они изготовили, и ощутили атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов. Если в обсуждении проектов участвуют все желающие, то оценивание обычно производится жюри, в со­став которого включают администратора, не работающих в классе учителей, пред­ставителей родительской общественности, старшеклассников. При любом способе оценивания важно, чтобы оценка за проект ребенка должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, мож­но отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ребенок, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации. Например, могут быть следующие номи­нации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красоч­ный проект», «Веселый проект», «Оригинальный проект», «Дружный проект» и др.Помимо личных призов можно предложить общий приз всему классу за ус­пешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, поход в театр (на выстав­ку, в музей), пикник, экскурсия по изучению местного хозяйства и достопримеча­тельностей родного края и т.п.



Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:



  • альбом, 
  • газета; 
  • гербарий; 
  • журнал; 
  • книжка-раскладушка; 
  • коллаж; коллекция; 
  • костюм; 
  • макет;модель; 
  • музыкальная подборка; 
  • наглядные пособия; 
  • паспарту; 
  • плакат; 
  • план; 
  • реферат 
  • серия иллюстраций; 
  • сказка; 
  • справочник; 
  • стенгазета; 
  • сувенир-поделка; 
  • сценарий праздника; 
  • учебное пособие; 
  • фотоальбом; 
  • чертеж 
  • экскурсия. 

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 

Этапы работы методом проектов:

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); 

Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); 
Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); 
Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). 
Технология опыта
Элементы проектной деятельности в педагогической работе были использованы мною как в урочной, так и внеурочной деятельности. Сама идея такой работы заложена в ФГОС. Ребята моего класса в большинстве своем творческие натуры, всегда с удовольствием принимали что-то новое, необычное, с охотой откликались на каждый мой творческий порыв. Кроме того, в классе оказалось много ребят с хорошо развитыми лидерскими качествами, которые искали применение своим способностям. К началу второго года обучения моим ребятам стало мало той информации, которую они получают на уроках, им не терпелось реализовать свой творческий потенциал, хотелось новых форм работы. Все это меня, как педагога ищущего, стремящегося «раскрыть» каждого ученика, заставило задуматься о новых формах работы. Тогда и возникла идея заняться проектной деятельностью.
Однако некоторые элементы этой работы показались мне неприменимыми для моих ребят (сложными для осуществления в начальной школе), некоторые – представляющие определенные трудности в их практическом осуществлении (большой объем письменной работы и др.). Отказалась я в своей работе и от обоснования нужности изделия; для ребят любая собственная поделка, творческая работа ценна и дорога. 
Таким образом, моя работа включала следующие этапы:
1. Предложение темы учителем.2. Сбор сведений.
3. Выбор проектов.
4. Реализация проектов.
5. «Защита» проектов.
Целью своей работы я видела:

  • развитие творческого мышления, воображения, коммуникативных навыков, - расширение кругозора, любознательности, пытливости ума учащихся,
  • воспитание самостоятельности,
  • развитие умения отбирать материал, систематизировать и анализировать его. 
Основные задачи работы:
  • стимулировать к нахождению дополнительной информации по теме,- учить творчески, нестандартно оформлять свою работу,
  • учить наиболее полно и интересно представлять свою работу,
  • учить задавать вопросы,
  • учить наиболее точно и полно отвечать на вопросы, возникающие по ходу защиты проекта.

Кроме того, каждый проект имеет и свои образовательные и воспитательные задачи. 

Уже в ходе моей работы родились и определенные требования к темам предлагаемых детям проектов:

1. Тема должна быть интересной детям.

2. Тема должна быть «вплетена» в учебно-образовательный процесс.
3. Материал по теме должен быть доступен пониманию младших школьников.
4. Тема должна предполагать различные формы выполнения проекта (рисунки, поделки, коллажи, рисованные фильмы, фотоработы, инсценировки, доклады и другие).
Кроме того, проекты, предлагаемые мною, были краткосрочными и долговременными, предполагали индивидуальную работу, работу в парах, в группах. Я стремилась, чтобы каждый проект имел свой выход, свою реализацию. Хотелось бы поговорить об этом более конкретно, представив темы проектов, над которыми мои ученики работали мои ученики.
1. «Моя семья» 
Цель: осознать роль семьи в жизни человека, изучить историю своей семьи, род занятий членов семьи понять свою роль в этой семье. 
Сроки выполнения: 2 недели.
Форма выполнения: индивидуальная.
Выход: представление работ в классе.







1 комментарий:

  1. Проект "Моя семья" дети защищали на уроке истории. Это объясняет то, что презентация "Моя семья" составлена учителем истории.

    ОтветитьУдалить