За многие годы работы в школе было все: огорчения и радости, успехи и неудачи. Но никогда не было желания уйти из школы. Никогда не жалела, что выбрала профессию учителя. И, наверное, прав тот, кто сказал, что учитель - не профессия, а образ жизни.

О ШКОЛЕ


ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ

Хочу немного рассказать о школе, в которой я работаю с 1993 года. Но сначала предоставлю слово детям, которые на мой взгляд, дают полное представление о нас в своих творческих работах на тему: «О школе и о нас...»
Первый раз,
в первый класс
Здорово идти!
Весело идти!
Школа «Возрождение» –
Точно возрождение.
Я как заново родился
Всем наукам научился
Колокольчик как блестит
Замечательно звенит!
Всех он на урок зовет,
Каждый школьник в класс идет.
                                       (Потапов Евгений, 3 кл.)

Вот и кончился урок,
Прозвенел уже звонок.
Расстаемся мы на лето,
Может встретимся мы где – то?
Пожелаем же, друзья,
Школе «Возрождение»
Пусть сопутствует всегда
Ей радость и везение.
                                                                                            (Смовж Сергей,3 кл.)
Школа полного дня – это  тип школы, открытой целый день и обеспечивающей максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную совместную работу с учениками и учителем.
Главной задачей школы полного дня является использование всей имеющихся ресурсов школы, семьи для воспитания социально ответственной личности, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои уникальные качества.
Школа полного дня имеет все возможности так организовать свою работу, чтобы чередовать учебу, труд, отдых, развивающую деятельность учащихся с учетом их возраста и возможностей школы.
Работа школы полного дня строится с учетом всего комплекса определяющих его предпосылок и моментов: интересов семьи, возможностей школы, специфики дифференцированной работы с учащимися. Наиболее важной и специфической особенностью в работе школы полного дня является сочетание в нем обязательных для учащихся мероприятий со свободно избираемыми, реализация возможности занятий во внешкольных учреждениях и возвращения в школу.
 Очевидно, что введение целостного учебного процесса в форме школы полного дня вносит существенные изменения во все аспекты деятельности учебного заведения по максимальному раскрытию способностей школьника, формированию и всестороннему развитию его личности. Режим школы полного дня представляет собой сочетание социально-экономических и психолого-педагогических отношений учебно-воспитательного процесса с внутришкольными и внешкольными аспектами жизнедеятельности детей. В первой половине дня школьники изучают новые материал и закрепляют его, делая различные упражнения, которые в обычных условиях задают на дом, а после уроков детям предоставляется возможности систематически участвовать в мероприятиях образовательно-воспитательного характера.
 Посещая уроки в системе дополнительного образования, школьники получают углубленные знания не только по основным, но и по таким предметам, которые часто отодвигаются на второй план.
 Таким образом, формируется единый процесс образования, воспитания и развития ребенка, увеличивается объем свободного времени учащихся, да и родители могут не беспокоиться о том, выполнило ли их чадо домашнее задание. 
 Процесс усвоения новых знаний, умений, навыков не прерывается, а продолжает поддерживаться и строиться на основе следующих психолого-педагогических принципах.
1.Принцип целостного осуществления обучения, воспитания и развития учащихся в ходе учебного процесса. 
Поскольку человеческая личность неделима, то и развивать их необходимо комплексно. Смысл целостного подхода заключается в том, что все участники образовательного процесса составляют единый комплекс понятий и принципов. 
 2.Принцип самостоятельности и творческой активности личности. 
Приоритетом современной системы образования стало личностно-ориентированное обучение. Самостоятельность и творческая активность формируется, прежде всего, в процессе собственной познавательной деятельности ребенка. Исследовательскую мотивацию учащихся усиливает использование методов сравнения, анализа, синтеза, переноса, эксперимента, обобщения, классификация. Развитию творческой самостоятельности способствует вариативность учебных заданий. Давать общее задание классу на целый урок противопоказано, потому что такой подход не учитывает личностных особенностей учеников. Предпочтительнее сочетать разные виды самостоятельных и индивидуальных работ с учетом специфики предмета. 
3.Принцип повторения с усложнением. 
Сегодня у некоторых педагогов складывается представление, что повторение противопоказано развитию творческого мышления. Это и так, и не так. В школе полного дня процесс повторения органически включается в структуру всего учебного дня, проходит под непосредственным руководством учителя; первичное повторение максимально приближено к знакомству с материалом, а отсроченное воспроизведение знаний с комментированием способствует более осознанному и прочному их усвоению. 
 4.Принцип концентрации. 
Сущность принципа в подаче учебного материала или спирального обучения заключается в том, что при изучении того или иного предмета с 1 класса периодически возвращаемся к одним и тем же разделам и темам, с каждым разом углубляя и расширяя область знаний, повышая уровень сложности. В результате происходит систематизация, усвоение знаний на разных уровнях сложности. Новые знания накладываются на старые, это улучшает усвоение и закрепление материала. 
 5.Принцип соответствия учебного процесса индивидуальным особенностям учащихся. Используя критерии продолжительности и объема запоминания, сохранения, воспроизведения, реализации знаний и умений, можно условно разделить школьников на четыре группы. 
 I группа. Учащиеся не только быстро, но и полно, прочно и надолго усваивают учебный материал, а также целостно и грамотно его воспроизводят. 
 II группа. Ученики хотя и медленно, но достаточно полно, прочно и надолго усваивают изученный материал. 
 III группа. Ребят отличает как быстрое восприятие, так и быстрое забывание и лишь частичное воспроизведение учебной программы. 
 IV группа. Учащиеся медленно и непрочно усваивают школьный курс, следовательно, им чаще всего нечего воспроизводить и применять.    
Здесь первым и главным «секретом» является любовь, т.е. доверительные отношения между учителем и учениками, их равенство в высоконравственном понимании этого слова: ребенок – равноправный участник образовательного процесса, он пользуется уважением и доверием учителя, его мнение, взгляды, убеждения – все воспринимается с уважением и вниманием. 
Второй «секрет»: учитель стремится создать условия, при которых возможно достижение равенства между ним и учеником не только в общечеловеческом, но и в образовательном смысле, потому что он осознанно так организует учебный процесс, чтобы ученики с каждым уроком все быстрей приближались к образовательному уровню учителя. Для этого отбираем самый нужный, самый полезный учебный материал, который предлагаем ребятам для исследования.
 Третьим «секретом» является умение учителя так организовать урок, чтобы ученики на нем, по возможности, все делали сами: сами выдвигали предположения по теме урока, сами определяли учебную цель, сами ставили учебную задачу, сами находили средства для решения учебной задачи. Конечно, добиться этого не просто. В процессе становления самостоятельности учащихся учитель помогает детям найти нужный учебный ход при помощи наводящих, конкретизирующих вопросов, распределяет роли на уроке, организует для решения учебной задачи групповую работу или работу в парах, использует ролевую игру, «мозговой штурм», широкий обмен мнениями. 
Важно учитывать два очень важных фактора: 
 1) чтобы в поисковую работу были включены абсолютно все ученики, причем, начинать надо с самых слабых, дающих самые неполные, односложные ответы, а завершать самыми сильными; 
2) чтобы путь от постановки учебной задачи до ее решения не был бы слишком коротким. Здесь очень важно качество учебного материала, предлагаемого ученикам. Учителю важно определить свою роль в учебном процессе. Как правило, ему приходится играть разные роли на разных типах уроков: он выступает и в качестве контролера, выступает в качестве консультанта и наблюдателя, является соучастником образовательного поиска, организованного им на уроке. Последняя роль особенно выделялась Толстым и другими педагогами- приверженцами развивающего обучения. Французский педагог Селестен Френе называл это методом «экспериментального нащупывания.»

Комментариев нет:

Отправить комментарий